Русские традиции - Самое интересное в блогах
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Суббота, 03.12.2016, 22:38
Приветствую Вас Гость
Главная » 2013 » Декабрь » 27 » Русские традиции - Самое интересное в блогах
01:32
 

Русские традиции - Самое интересное в блогах

Ольга_Жаворонкина Воскресенье, 23 Июня 2013 г. 18:36 (ссылка)
Это цитата сообщения Ula2585 Оригинальное сообщение Что нужно успеть сделать на Троицу: обряды, приметы и традиции




Сегодня православные всего мира будут праздновать двунадесятый праздник православного календаря – Троицу.







Венки плели прямо в Троицу и шли с ними к реке



Троица (День Святой Троицы, Пятидесятница) празднуется через семь недель (в 50-й день) после Пасхи.



История



Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.



Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на пятидесятый день после своего воскресения из мертвых и на десятый день после вознесения к своему Небесному Отцу Иисус Христос послал апостолам Утешителя -Духа Святого.



На Руси Троицу начали праздновать через 300 лет после крещения князем Владимиром.



В Украине праздник Троицы тесно связан с проводами весны и встречей лета – Зелеными праздниками. Неделя перед Троицей называется «зеленой», «клечальной» или «русальной», а три дня перед Троицей и три дня после нее собственно и носят название Зеленой недели. Во время Зеленых праздников цветет овес, люди украшают зеленью и цветами свои дома, девушки плетут венки. А еще, по поверьям, в это время просыпаются мертвецы и выходят из воды русалки.



В этот праздник православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и отмечает Святую Троицу – одно из главных положений христианства. Понятие Троицы символизирует образ Бога – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.



Этот крупный церковный праздник освобождения от всего плохого и грешного в человеческой душе. Именно в этот день на апостолов сошел Святой Дух в виде священного огня, который наделил их благодатью и придал силы для обустройства Святой церкви на земле, чтобы донести Слова Бога до каждого человека.



Праздник Пятидесятницы является днем рождения церкви, т.е. избранные Богом ученики были наделены особой силой, чтобы проповедовать Евангелия во всем мире и нести весть об Иисусе, как о Спасителе и Господе. Ныне преемниками апостолов являются священнослужители, которые считаются посредниками между Богом и людьми.



Празднование



К празднику Троицы хозяйки убирают в доме и наводят чистоту, украшают комнаты цветами, молодой травой и зелеными ветками, что символизирует пришедшую весну, процветание и продолжение жизни. Чаще всего для украшения используются ветки березы, дуба, рябины, клена, трава аира, мята, мелиса и др.



В день Троицы утром посещают праздничную церковную службу. Прихожане держат в руках цветы, пахучие травы и зеленые ветки, символизирующие обновление через нисходящий Святой Дух.



На праздничный обед приглашают близких людей и родственников, угощают караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем и дарят друг другу веселые подарки.



Также можно выбраться на природу, организовать пикник – ведь Троица 2013 года, как и в другие годы, отмечается в выходной день.



До нашего времени сохранилась традиция народных гуляний. Во многих городах проводятся культурные массовые мероприятия, концерты, ярмарки.



Традиции и ритуалы



В старину после утренней службы начинались массовые народные гуляния, песнопения, хороводы, активные игры и конкурсы на воздухе. Вечером девушки водили хороводы, а парни присматривали себе невест. Девушки из цветов и трав плели венки и пускали по воде. Некоторые венки тайно дарились избранникам в знак любви.



Троицкие травы сушили и впоследствии использовали как лекарство и средство от разных бед. По приметам, такая зелень охраняет дом от грозы.



Сухари от троицкого каравая хранили до свадьбы и добавляли в свадебный пирог молодоженам в знак счастья и любви.



Приметы



Одной их самых древних примет – обычай приносить в церковь для освящения, а потом прятать в доме за раму или позже за икону пучки «слезных» трав – траву, которую специально оплакивали, так как слезы символизировали дождь. Таким образом, люди выпрашивали у природы, а позже у Бога, хорошего лета без засухи, с дождями и богатым урожаем от напитавшейся влагой земли.



Березовые веточки, вставленные за рамы окон, за наличники, ставни, зеленая трава, разбросанная по горнице, тоже символизировали хорошее урожайное лето, потому так было в каждом деревенском доме.



Осуждался в деревне любой крестьянский труд на Троицу: ни в поле, ни в доме нельзя было заниматься делами, кроме приготовления еды. Купаться тоже было нельзя, потому что это время – время русалий, когда русалки могут заманить к себе на дно.



За день до Троицы, в родительскую субботу все ходили на кладбище – помянуть родственников, если кто-то не попадал в этот день, считалось, что он зазывал к себе умерших, а они, в свою очередь, уведут кого-нибудь из дома (то есть родственник умрет). Поэтому перед Троицей и поминальный ужин оставляли, и одежду умерших на ограду вывешивали – и помянуть, и смерть отодвинуть, отогнать.



Старые женщины именно в Троицу ходили на кладбище обметать могилы березовыми вениками – считалось, что злые духи отступают при этом, а умершие радуются и содействуют миру, согласию и богатству во всей деревне.



Хорошей приметой было сватанье. Считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.



Из сельскохозяйственных примет можно отметить широко известные «дождевые»: дождь на Троицу – к урожаю, к грибам, к теплой погоде, без заморозков.



А следующий день после Троицы – Духов день. Земля считалась именинницей, на ней также не работали, а поутру ходили на поиски кладов, потому, что в свои именины хорошему человеку земля обязательно откроет что-то ценное.



Гадания



Церковь отвергала всяческие гадания, но так уж повелось в народе, что между Рождеством и Крещением, большими христианскими праздниками, был продолжительный период Святок – времени гаданий, так и на Троицу, во время русалий девушки гадали на судьбу, на суженого, с трепетом ждали сватов.



Самые распространенные гадания – «завивание» березки и плетение венков. Накануне Троицы девушки уходили в лес, наклоняли верхушки молодых березок и сплетали из веточек венок – «завивали», если по приходу в Троицу к своей березке девушка видела, что она развилась или повяла – хорошего ждать не придется. Если осталась прежней – будет и свадьба, и любимый суженый, и богатство в доме.



Плести венки – тоже обычай на Троицу. Плели девушки в компании, мужчин не допускали к себе, если парень видел чей-то венок, это было плохой приметой, «сглазом» девушки. Венки плели прямо в Троицу и шли с ними к реке. Там спускали на воду: куда поплыл – оттуда и жених будет, остался у берега – не выйдет девушка замуж, ну, а если утонул – и ей в этом году умереть. Да еще венки не руками снимали с головы, а наклонялись так, чтобы они сами в воду падали.



Чтобы суженый приснился, клали березовые веточки под подушку.

Бьюти_лайф Четверг, 10 Января 2013 г. 19:46 (ссылка) untitled.png94.png80.png80.png80 (200x250, 58Kb)
По-ярославски - самогар, по-курски - самокипец, по-вятски – самогрей, но более всего известно его основное имя – самовар. Самовар в России – синоним застолья.

Не того, от которого болит голова наутро, а настоящего – щедрого, душевного, с обилием пирогов и чая. Застолье – значит изобилие. Чем больше чая – тем лучше. Это не китайские микро-пиалки или скупые английские две чашки чаю с молоком, а самый настоящий чайный разгул. Гость в дом, самовар на стол - таковы русские традиции. В этом есть рациональное зерно: по пустякам в гости ходить не станут – очень уж тяжело бывает съесть гору пирогов и выпить самовар чаю, а отказывать гостеприимным хозяевам нельзя. Ещё сто лет назад самовар имел ключевое значение в задушевных русских застольных беседах. И кто знает, если бы популярность самовара не угасла вместе с его непростым устройством и обслуживанием, возможно, было бы у нас меньше пьяных застолий, а значит и ссор, непониманий, пьяных происшествий...

Сейчас самовары можно встретить разве что в сувенирных лавках да антикварных магазинах. Однако до сих пор в наших поездах в каждом вагоне стоит самовар, и когда мы идём к проводнику за кружкой кипятка, то набираем мы его в устройстве, работающем и даже выглядящем, как настоящий самовар.

untitled.png81 (200x250, 83Kb)

Да, тот самый титан в железнодорожных вагонах – и есть самый настоящий самовар. Топится он дровами (щепками), имеет трубу, выходящую на крышу вагона, из которой часто можно наблюдать дымок. Современные бытовые самовары утратили возможность дровяного (угольного) розжига и целиком отдали себя во власть электричества, оставив лишь внешнюю форму, копирующую самовары столетней давности. Возможно, электричество – это и не так плохо, как считают отчаянные любители классических самоваров. Прогресс не стоит на месте, и в качестве топлива удобней использовать электрическую энергию. Впрочем, об этом позже, а сейчас вернёмся на несколько столетий назад, когда активная торговля чаем навела тульских мастеров на идеи, как усовершенствовать прибор для нагрева воды.

В той или иной форме самовары существовали задолго до появления первого тульского самовара во второй половине 18 века. То есть он, конечно же, не был первым. Туляки лишь усовершенствовали неудобную конструкцию, придав ей именно ту форму и особенности, которые сделали прибор истинно народным, частью русской культуры и основой русского застольного чаепития.

untitled.png82 (200x250, 83Kb)

На Востоке: в Сирии, Иране и других странах медные кувшины для подогрева воды применяли давно, но их трудно назвать самоварами. «Сами» они не «варят», их ставили на раскаленные угли или бросали внутрь раскаленный камень. Кстати, вариант с камнем совсем древний и происходит из Древнего Рима. Нагревали воду в этом случае не в металлической ёмкости, а в глиняном кувшине. Вполне вероятно, сам принцип такого способа нагрева римляне позаимствовали у кого-то ещё. Во всяком случае, они первыми запечатлели это словами и рисунками. Будем считать римлян отцами русского самовара. При раскопках Помпеи был обнаружен бронзовый сосуд с краном, на трёх «лапах» и со съёмной крышкой. Эти устройства назывались автепса, и служили они для нагрева воды, которую добавляли в вино. Остатки этой технологии можно найти у всех народов, живших вокруг Римской Империи в последующие века.

Параллельно с этим в Китае, довольно изолированном тогда от всего прочего мира, существовал свой собственный самовар, имевший металлический корпус, отделение для дров и служивший тоже для нагрева воды. Характерно, что вода нагревалась не для того, чтобы заварить чай, а чтобы приготовить пищу. Чаще всего в таких «самоварах» готовили тонко нарезанное мясо. После того как два донских казака, попав в Китай, познакомились с тамошними обычаями и привезли на пробу царю чай, самовар уже не мог не появиться в нашей холодной родине, осталось лишь немного подождать.

Прообраз самовара, то есть его форма и отличительный элемент – краник, был известен на Руси уже в 17 веке. Это был кувшин сбитенщика, который представлял собой именно кувшин, в который наливался горячий сбитень (традиционный русский безалкогольный напиток на мёде, шалфее и ароматных травах), а кувшин обильно заматывался шерстяными одеялами. С этим кувшинов за спиной продавец сбитня ходил в холодные дни по ярмаркам или по улицам города и продавал всем желающим горячий напиток. Но, во-первых, кувшин так и остался кувшином, а во-вторых, назначение прибора было скорее схоже с принципом термоса, он не нагревал, а сохранял тепло. Однако, сам образ кувшина для сбитня, его внешний вид и часть внутреннего устройства уже были близки к самовару – появилась внутренняя труба, куда закладывали раскалённые угли. В 18 веке сбитенники своей формой уже были похожи на привычные нам самовары, но имели ручку для переноски, а носик всё ещё был, как у чайника.

Есть версия, что принцип самовара (а до этого - сбитенника) пришёл в Россию именно из Китая, куда в свою очередь попал из Монголии. Монгольское происхождение этого устройства, кстати, до сих пор смущает китайцев, они всячески это отрицают, тем более, что уровень развития монголов 1700 лет назад определённо не позволил бы сконструировать такой хитроумный прибор. Почти 2 тысячелетия назад в Китае уже пользовались прибором хого, или как его ещё называют «китайским самоваром». Представлял он собой подобие вока с крышкой, через которую проходила труба, и всё это покоилось на основании-отделении для дров и щепок. Если бы не крышка, разделяющая пополам это, в общем-то, шарообразное сооружение, то получился бы как раз сбитенник, только без носика. Хого был предназначен для приготовления в полевых условиях мясных блюд или использовался в качестве универсальной микропечки, с помощью которой можно приготовить значительную часть блюд при минимальных затратах топлива. В современных хого готовят мелко нарезанное мясо и некоторые овощные блюда, а также лапшу. Скорее всего, хого не использовался для подогрева воды или других жидкостей, но его форма была воспроизведена в удобном и необходимом для холодных стран приборе – самоваре, который, по мнению многих, происходит всё-таки из России, а конкретно - с уральских заводов.

untitled.png83 (200x250, 54Kb) «Уральская» версия происхождения самовара имеет почти детективный сюжет, и мы никогда не узнали бы, почему самовар или подобные ему устройства делали на уральских металлургических заводах ещё в первой половине 18 века (ведь это на несколько десятилетий раньше общепризнанного «тульского» происхождения!), если бы не одна таможенная бумажка. Надо сказать, что заводы на Урале представляли собой одновременно и литейный цех, и мастерскую по изготовлению готовых изделий. Плавили главным образом, медь и отправляли в столицу для изготовления монет. Но иногда медь отправлять было невыгодно или её было довольно много. Лишний металл шёл на производство разного рода посудин или перегоночных кубов, то есть на наиболее ходовой товар. В Екатеринбургском архиве хранится документ от 7 февраля 1740 года, в котором записано, что «на таможню доставили с реки Чусовой, с Курьинской пристани Акинфия Демидова, некоторые изъятые товары, а именно: шесть кадушек меда, шесть кулей орехов да медный самовар с прибором». Далее следовало подробное описание всех товаров, в том числе и самовара: «самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы». Запись была довольно обычной и не содержала никаких пояснений касательно самовара, значит можно предположить, что прибор таможенникам был знаком, и они видят его не впервые. Итак, имеем уже точную дату, а именно 1739 год. Известно, что на Иргинских заводах уже в начале 30-х годов 18 века выпускали самую разную медную посуду – от простых горшков до сложных форм чайников и винокуренных кубов. Посуда была очень популярна и стоила немалых денег, что подстёгивало выдумку смекалистых уральских мастеров. Предположительно, в 1738 году появились первые опытные экземпляры устройства, в котором можно было греть воду, и к тому же устройство было мобильным – всего 16 фунтов – около 6,5 килограммов. Для весьма холодного региона переносной прибор с защищённым от ветра отсеком для подогрева был весьма желанным устройством. По ценам 1740 года самовар стоил 4 рубля 80 копеек. Притом, что за 10 рублей можно было купить домик, а за 20 вполне приличный дом, самовар очень высоко ценился. К тому же, он целиком состоял из меди, а медь тогда активно использовали в чеканке монет.

Есть ещё одна версия появления самовара в России. Часть исследователей считает его появление заслугой Петра Первого, а сам самовар - изобретением голландских мастеров. Соответственно, самовар был привезён из Голландии и передан русским мастерам для копирования. Но документальных подтверждений этому не найдено. Нет ни одного сохранившегося голландского самовара времён Петра 1 или более раннего периода. Известные антикварам экземпляры датируются второй половиной 18 века или вовсе 19 веком.

Отдельно стоит написать пару слов о чае – главной причине распространения самоваров. Известно, что в 17 веке в России властвовал истинно народный напиток сбитень, в котором отсутствовал алкоголь, с успехом компенсировавшийся шалфеем, а чай если и был, то в мизерных количествах и только у царя. Известно, что некий иностранец Кальбургер писал в своих воспоминаниях о России (1674 год), что в Москве можно купить чай по 30 копеек за фунт. Это действительно высокая цена за диковинную «сушёную траву», но чай вполне могли позволить себе обеспеченные граждане. К тому же, в Европе фунт чаю, купленного в Москве по 30 копеек, можно было смело продать за 3 рубля. В Европе чай был несоизмеримо дороже из-за трудностей морской перевозки. И, проделав долгий путь морем, чай приходил к покупателям совсем не того же качества, что пили русские. В Россию чай привозили посуху, и русские, в отличие от агрессивных европейцев, с Китаем торговали на равных, и могли пить некоторые сорта чая, вовсе недоступные в Европе. В 18 веке чай распространился среди большего числа знатных людей и купечества, вошёл в привычку у помещиков, и к середине 18 века перестал быть чем-то экзотическим. Чай пьют и в столицах, и в провинции, а к концу 18 века чай стал доступен всякому, кому по карману самовар. В 19 веке без чая трудно себе представить любую нормальную русскую семью, а в конце 19 века чай доступен даже нищим, и только самый жестокий трактирщик не подаст нищему стакан чаю. Чай в это время – массовый, народный напиток, без которого немыслимо ни утро, ни вечер.untitled.png85 (200x250, 66Kb)

Первая самоварная мастерская была открыта в Москве в 1766 году А. Шмаковым, но гораздо большую известность получили мастерские, открывавшиеся одна за другой в Туле. Очень скоро тульские мастерские превратились в полноценные фабрики, где изготовляли самовары самых различных форм и объёмом. В 1778 году на Штыковой улице в Туле братьями Лисицыными начато производство самоваров. Вначале кустарная мастерская, выпускавшая штучные изделия, а затем разросшееся до размеров приличной фабрики, дело Лисицыных процветало. Вслед за мастерской Лисицыных открылись мастерские Морозова (1785), Попова (1787) и Медведева (1796). Популярность тульских самоваров была огромной, изделий явно не хватало, несмотря на их высокую по тем временам стоимость. К 1812 году в Туле работало девять самоварных фабрик, к 1820 -уже тринадцать, и все они производили самовары в большом количестве, разных форм и объёмов. Самыми лучшими считались самовары братьев Ломовых. Их изготавливалось до 1200 штук в год, самовары делались из лучших сортов красной меди, оценивались на вес и стоили по 90 рублей за пуд (16 кг). В 1826 году тульскими самоварными фабриками было изготовлено 4043 самовара, и каждый год число самоваров только увеличивалось! В 1840 году за высочайшее качество своих самоваров фабрика Ломовых получила право устанавливать на свои изделия герб российского государства. Самовар становится одним из символов России и успешно продаётся не только внутри страны, но и за её пределами. В 1850 году в Туле функционировало 28 самоварных фабрик, и выпускалось уже 120 тысяч самоваров за год. В 1890 году в Туле работало уже 77 фабрик. Можете себе представить, насколько популярным был этот обязательный для русского чаепития прибор. Самовар не только грел воду для чая, но и формировал застолье, был символом, хранителем традиций, объединяющим и дающим застольное равенство.
(с) А. Бородин

Просмотров: 91 | Добавил: youblears | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz