Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Пятница, 26.04.2024, 01:28
Приветствую Вас Гость
Главная » 2013 » Март » 18 » Дедушка Мороз (Ищем корни)
10:57
 

Дедушка Мороз (Ищем корни)

Дедушка Мороз (Ищем корни)

Ну, а теперь, нужно разобраться кто же на самом деле Дед Мороз.
Где находятся его генеалогические корни, в какую седую древность проникли они своими отростками. Если к этой проблеме подойти, как к научному исследованию, то можно обнаружить ряд любознательных и занимательных фактов.
Дед Мороз — персонаж весьма неоднозначный, и чтобы понять его специфическую психологию, надо обратиться к истории и попытаться выяснить, откуда он вообще взялся, этот зимний друг детей?
Скорее всего образ деда Мороза является СОБИРАТЕЛЬНЫМ.
Он впитал в себя и древние предания славянской мифологии, и христианское учение с легендой о святом Николе-угоднике, и легенды петровской эпохи, и прокоммунистические истории времен развитого социализма. Все они имеют право на жизнь, главное для себя решить несет ли Дед Мороз религиозную подоплеку, является ли он для вас светлым языческим духом или просто сказочным персонажем.
Итак, четыре версии одной биографии!

ВЕРСИЯ 1. ЯЗЫЧЕСКАЯ (САМАЯ ПРАВДОПОДОБНАЯ!!!)

Появился Дед Мороз давным-давно. Но поначалу это был просто символ, дух холода. В те времена люди не ждали от предка нынешнего Деда Мороза подарков, а дарили их ему сами! Более двух тысяч лет назад жители Севера в зимние ноли торжественно бросали за порог своих жилищ лепешки и мясо, чтобы задобрить Мороза, чтобы его дух не злился, не насылал лютый холод, не мешал охоте.
В давние времена славяне, как и многие другие народы, верили: от бед и несчастий людей оберегают духи предков.
В нашем языке слово "дед" означало - дух предка, охраняющий дом от чужих, враждебных духов. Ну вот, теперь понятно, что верования в деда - очень давняя традиция. А самый древний прообраз деда Мороза, как считает большинство исследователей славянской культуры и мифологии, это дед - защитник и символический глава рода, покойный предок, основной функцией которого являлась охрана потомков от бед и их воспитание.
Славяне считали, что Мороз - один из общих предков всех семей, поэтому именно для этого предка имелась общая обрядность, несколько отличающаяся от ритуального почитания остальных предков.

Почести Деду Морозу воздавали не только в дни зимнего солнцестояния, но и весной, чтобы он хранил посевы и не портил их.
Постепенно наш дед превратился в персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

Языческим прообразом нашего персонажа был, скорее всего, дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Это и неудивительно ведь славяне жили в условиях довольно холодного климата и случаи гибели от переохлаждения, а также падежи скота и потери урожая, были довольно частыми. Вот и изображался дед Трескун в образе злобного старика, враждебного по отношению к людям и всему живому. Заморозить беспечного путника было для него делом обычным. Именно поэтому славяне пытались задобрить злобного духа и приносили ему нехитрые дары. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.
Еще одним прообразом Деда Мороза считают Позвизда - славянского бога бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.
В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.
Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.
Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков, он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

ВЕРСИЯ 2. СКАЗОЧНАЯ (ТО ЕСТЬ ПРИДУМАННАЯ КЕМ-ТО)

Согласно другой версии, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко (он же в более поздних версиях – Мороз Иванович, Мороз-Красный нос), хозяин погоды, зимы и мороза. Это Дух Зимы – строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом.
Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.
В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку "Морозко". Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами" (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер).
Известно несколько народных сказок, где Северный ветер
(или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.
Наш Дед Мороз отражен в русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело- финский эпос "Калевала").

ВЕРСИЯ 3. РЕЛИГИОЗНАЯ

(БОЛЕЕ ПОДХОДЯЩАЯ ВСЕ ЖЕ САНТА КЛАУСУ В СИЛУ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ДВУМЯ ВЕТВЯМИ ХРИСТИАНСТВА) Согласно ей в IV веке жил в турецком городе Миры архиепископ Николай, христианский святой Николай Мирликийский, который родился в III веке в городе Паотара (Малая Азия, Ликия) у весьма состоятельных родителей.. Славился он не только своей набожностью и благочестием, но и душевной добротой. Еще молодым человеком он поселился в г. Миры Ликийские (ныне г. Демре, неподалеку от Финикии в Турции), где через некоторое время был избран епископом. В Демре и сейчас стоит храм, в котором сохранились элементы архитектуры III века. Турки назвали этот древнейший памятник Баба Ноэль Килизе - Церковь Деда Мороза. Мало того, предприимчивые турки установили и памятник святителю Николаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник никейского Собора и защитник бедных, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и огромным мешком на плечах...
Самое древнее упоминание его имени мы находим в "Похвале", написанной константинопольским патриархом Проклом на переломе IV и V столетий.


Федор Чтец, живший столетием позже, включает епископа Мир Ликийских Николая в список участников Первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским.
Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийских чиновников. Вот, вроде бы, и все.
Как обычно и бывает, недостаток информации дополнили благочестивые народные легенды, появлявшиеся на протяжении веков.

Например, одним из распространенных является предание о трех бесприданницах, которых отец готов был сделать блудницами.
Трех сестер никто не хотел брать замуж без приданого. И впавший в нищету отец готов был сделать из них блудниц. Чтобы не допустить греха, епископ Николай незаметно подкинул в дом нищего три мешочка с золотом (по другой версии — три золотых яблока).
Так продолжалось два года. На третье Рождество Николай не смог попасть в дом бедняка из-за наглухо закрытых от мороза окон. Тогда он кинул кошелек в дымовую трубу. И сюрприз угодил в башмачок младшей сестры. В результате все девушки вышли замуж. А с тех пор дети вывешивают в рождественскую ночь чулки или выставляют башмачки для подарков.

Кстати, примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил "pueri" (дети). В связи с тем, что средневековый мюзикл о святом епископе имел неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая, как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Скончался св. Николай 6 декабря 310 или 312 года, став жертвой преследования императора Диоклетиана. Согласно преданию, св. Николай похоронен в г. Демре, однако, в 1087 году итальянские купцы попытались захватить его мощи и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. В XII веке жители г. Бари, находящегося на юге Италии, в Апулии, преподнесли в дар лотарингскому правителю Оберу де Варан-жевилю одну фалангу пальца святого. Он, в свою очередь, передал реликвию в церковь Девы Марии в Поре, которая вскоре так прославилась, что была переименована в церковь Сен-Никола-де-Пор, а за нею так же называться и город.
В 1088 году Папа Урбан II официально установил литургическое празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, но, не смотря на это, на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, называемый в народе "Миколой - вешним", 22(9) мая.
Кстати, на Руси святой Николай является одним из самых почитаемых святых. В какой-то степени это произошло из-за совмещения в народной религиозности Николая Чудотворца с образом языческого божества Волоса, с которым боролся бог-громовежец. С тех пор в крестьянской мифологии Николай прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям персонажем. Причем народы, общавшиеся с русскими, называли даже Николая "русским богом".

Как видим, прообраз святого Николая больше подходит зарубежным братьям Деда Мороза по нескольким причинам:

1. Именно, Санта Клаус переводится, как святой Николай. Почему же тогда нашего деда не называть просто Николай-угодник или Дедушка Коля?
2. Головной убор и посох именно Санта Клауса очень похожи на митру и католический посох епископа - палка с загнутым верхом, что противоречит православным канонам.
3. Светлана Жарникова утверждает, что что у настоящего русского Деда Мороза под шубой обязательно должна быть длинная белая сорочка, и непременно льняная, украшенная белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Ну, это уж просто цитата из ватиканской инструкции о литургическом облачении епископов!

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 6 (19) декабря, дарить детям подарки. Изначально св. Николай дарил подарки, но никакой связи с Рождеством не имел. Эту связь установил Мартин Лютер.
Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря своеобразному мюзиклу стал на Западе почитаться как покровитель детей.
Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится.
В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в день своей памяти в полном литургическом облачении и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли соответственно адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии.
В 1626 году несколько голландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove" на носу которого стояла фигура святого Николая прибыла в Новый свет. Выходцы из Нидерландов называли его "святой Николай", что звучало как "Синтер Клаас"\Sinter Klaas (Клаас - краткая форма имени "Николай" или "Николас"), затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже в Санта-Клаус\Santa Claus. А вместе с фигуркой они привезли с собой и предания о Святом Николае.
Искатели счастья купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Одной из первых церквей, построенных в тогдашнем Нью-Йорке, была Синтер Клаас, или Синт Николас, позднее получившая название "Санта-Клаус".

ВЕРСИЯ 4. СВЕТСКО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ
(САМАЯ КУРЬЕЗНАЯ И ОДНОВРЕМЕННО СТРАШНАЯ ИЗ ВСЕХ!)

Елка в качестве новогоднего атрибута появилась в России при Петре Первом и постепенно получила широкое распространение. Родом традиция украшать елку пошла, если вы помните, из Германии. Про происхождение Деда Мороза есть легенда из петровской эпохи. Петр заставлял всех ставить елки и лично на выбор проверял отдельно взятых бояр. Тех, кто не ставил елку - заставлял на следующий год ходить и раздавать подарки. Как правило, елки не ставили те же самые, что не брили бороды. Самим разносить подарки было трудно, поэтому они брали дочерей и внучек.
Версия недоказанная, но красивая!
Увы, не всегда судьба доброго Дедушки Мороза складывалась легко.
После Октябрьской революции 1917 года, в 1920-х годах, Дед Мороз стал подвергаться гонениям как идеологически вредный персонаж (вместе с ни в чем не повинной елкой, как символом Нового года). «Декаденты», «пережитки прошлого» сразу же придумали себе персонажей Деда Ёлкича, деда Шишкаря, Корневика, Белого Деда, которые, увы!, не прижились. Придумала их российская интеллигенция. Не по вдохновению, а что называется, от нужды.
Так было вплоть до 1929 года, когда елку запретили совсем и упразднили Деда Мороза.
Но незадолго до этого на сцену выходит персонаж, обладающий знакомыми нам чертами.
Прочтите цитату:

«Дети собрались у елки и с нетерпением ждут главного героя, без которого праздник не может начаться. А что, если он не приедет вовсе? Ведь на дворе метель замела все дороги… Но вот открывается дверь и входит долгожданный гость. Он знал, что его ждут дети, и не побоялся пурги. Елка зажигается, дети радостно пляшут вокруг нее, поют, декламируют стихи, которые гость внимательно выслушивает. Затем откуда ни возьмись появляются две женщины с целым возом подарков и раздают их детям. Дети в восторге их рассматривают. «А Ленин как-то незаметно, под шумок, вышел из комнаты и уехал».
Да, господа, долгожданным гостем, лучшим другом детей был Владимир Ильич Ленин. А двумя добрыми женщинами — Надежда Константиновна и Марья Ильинична».

Деды Морозы несколько десятилетий на всех детских утренниках, во всех тюзовских спектаклях вели себя по схеме, предложенной Ильичом и описанной в воспоминаниях Бонч-Бруевича, а затем в рассказе писателя Кононова «Елка в Сокольниках».

Опала Деда Мороза закончилась только в 1935 году, и сценаристы стали разрабатывать программы массовых новогодних елок, ведущими которых стали Дед Мороз и его внучка, Снегурочка.
В КРАСНОЙ (цвет победившего социализма и государственного флага!!!!) длинной шубе, подпоясанной широким поясом, в круглой высокой шапке, с посохом в руке — то есть абсолютно такой, каким мы его все знаем, он появился вместе с реабилитированной елкой сразу же после статьи Постышева, опубликованной в «Правде» 28 декабря 1935 года.
Тов. Постышев в не допускающем возражений тоне писал: «Следует этому неправильному осуждению елки положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, представители районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины».
Как бы там ни было, а не успел товарищ Постышев выступить с инициативой, как словно по мановению волшебной палочки тротуары зазеленели. Уже 30 декабря 1935 года «Правда» рапортует о больших и маленьких елочках, украшающих харьковский дворец пионеров, о тысяче елок, которые обязались провести в Киеве. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».
В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов. После этого популярность персонажей продолжала расти, и Дед Мороз стал известен по всей стране.
Во множестве выходившие в 1936 г. методички объясняли, как устроить праздник, как Деду Морозу надлежит себя на нем вести и как он должен выглядеть.

Просмотров: 304 | Добавил: youblears | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz